За что штрафуют владельцев земли?
Проверки возможны на всех категориях земель. Порядок проведения проверок установлен Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Причем изменениями, внесенными в п.4 ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрена проверка не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и граждан.
Непосредственно процедура проверки включает в себя несколько этапов.
На первом этапе подготавливается распоряжение о проведении проверки. Далее направляется запрос в межведомственные органы для получения информации необходимой для проведения проверки. По результатам полученных данных проводится их анализ и изучение. После чего, посредством нарочного вручения или почтовой связью, заблаговременно уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка.
Предварительное уведомление не требуется, если в результате проверяемого лица причиняются: вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Плановая проверка, касающаяся юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должна быть запланирована до 1 сентября и согласована прокуратурой. Если прокуратура согласовывает проверку, решение публикуется как на сайте прокуратуры, так и на сайте Росреестра.
И первое что нужно знать юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю – проведение плановых проверок не может быть произвольным ни по времени, ни по количеству. Плановые проверки осуществляется не чаще, чем раз в три года. При этом есть четко установленные сроки.
На проверку юридического лица в зависимости от статуса дается: 20 рабочих дней - на крупное предприятие, на малый бизнес - 50 часов и 15 часов для микропредприятий.
В отношении физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановая проверка проводится не чаще, чем раз в три года. Кроме того, по земельным участкам, принадлежащим юридическим лицам, проверки не могут начаться без присутствия представителей этого юридического лица. Для граждан такая процедура не действует.
А вот внеплановые проверки земельного надзора – дело другое. Они бывают нескольких типов.
Во-первых, проверка возможна в том случае, если нарушение земельного законодательства создают угрозу жизни и здоровью.
Во-вторых – административное обследование земельного участка без взаимодействия с собственником.
В-третьих – проверка по обращению граждан о нарушении имущественных прав.
В-четвертых – проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.
Наиболее распространенными нарушениями земельного законодательства, как и прежде, являются:
- самовольное занятие земельного участка;
- использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок;
- невыполнение указаний и предписаний, выданных должностными лицами.
В случае выявления нарушения работает Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Независимо от результатов проверки после ее проведения составляется акт проверки соблюдения земельного законодательства с отражением сведений, полученных по ранее направленным запросам в межведомственные органы, а также данных проведенных замеров и фактов о наличии нарушений земельного законодательства со ссылкой на статьи Земельного кодекса РФ либо их отсутствии. К акту прилагается схематический чертеж земельного участка с расчетом его площади, а также фото, видеоматериал.
В случае выявления в ходе проведения проверки нарушения требования законодательства РФ, к акту проверки прилагается предписание об устранении выявленного нарушения со сроком его устранения. В течение пятнадцати рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушения, установленного предписанием, организуется проведение внеплановой проверки с целью определения факта устранения указанного нарушения.
При наличии признаков нарушения земельного законодательства, ответственность за которое предусмотрена нормами КоАП РФ, в отношении лица, его совершившего, составляется протокол и возбуждается дело об административном правонарушении.
В случае невозможности составления протокола сразу при проведении проверки, лицо, в действиях которого усматриваются признаки правонарушения, уведомляется надлежащим образом о рассмотрении вопроса о составлении протокола.
В протоколе об административном правонарушении указываются следующие данные: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, данные (Ф.И.О и адрес места жительства) свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или Закона, предусматривающая ответственность за данное административное правонарушение, объяснение лица или его законного представителя, в отношении которого возбуждено дело.
Протокол об административном правонарушении вместе со всеми материалами проверки формируется в дело об административном правонарушении и в течение 3-х суток с момента его составления передается должностному лицу Управления, для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения главным государственным инспектором или его заместителем. По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо иной соответствующий акт.
В случае вынесения постановления о назначении административного наказания, оно должно быть исполнено в течение 60 дней со дня вступления в законную силу. Постановление вступает в законную силу после истечения срока 10 суток, установленного для обжалования, с момента его вручения лицу, совершившему административное правонарушение. Исполнением постановления о назначении административного наказания в виде наложения штрафа является факт его уплаты в установленные сроки.
За невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, предполагается штраф (ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ):
- для граждан – от 10 000 до 20 000 рублей,
- для должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация
на срок до 3-х лет,
- для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.
Если правонарушение совершено повторно в течение года, то штрафы становятся еще больше (ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ):
- для граждан – от 30 000 до 50 000 рублей,
- для должностных лиц – от 70 000 до 100 000 рублей или дисквалификация на срок до 3-х лет,
- для юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей.
Подводя итоги, обращаем внимание всех физических, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, проживающих и осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края, на стремление к использованию земельных участков в соответствии с действующим законодательством, не допуская совершений правонарушений в области земельных отношений, за которые предусмотрена административная ответственность.